пятница, 19 июля 2013 г.

Формула 1: рейтинг скандалов

Формула 1: рейтинг скандалов

Что в имени тебе моем?...

Формула-1

Уже давно Формула 1 - первая в автоспорте не только по своему прямому назначению, но и по скандалам. А может так и надо? Может это неизбежно? Ведь, где самые большие деньги, там соответсвенно и все остальное... тоже не маленькое :-)
Совсем не много прошло как отшумел один из последних в общей череде формульных и околоформульных скандалов. Речь естественно о "Пирелли/Мерседесо-гейте". Честно говоря, так себе скандальчик.
В разгаре находится Эклстоуно-гейт.
В общем формульная скандальная жизнь бьет ключом. Не мудрено, что, имея такой богатый послужной список в данной области, многие эксперты задавались разного рода рейтингованием, чтобы выявить самый-самый.
Натолкнулся недавно на один из подобных трудов от Майкла Фостера
http://www.planetf1.com/driver/3260/8786509/F1-s-Top-10-Scandals
Привожу перевод этой статьи.
Формула 1: топ 10 скандалов
Формулу 1 не испугать судебными скандалами: от мошенничества команд до обманщиков мужей: в лучшей автогоночной мировой серии...
10 - Расшириряющиеся Мишлен (2003)
В период, когда в Формуле 1 был единственный поставщик шин, не было шинных войн и, как говорится, все было хорошо - правильно? Неправильно.Мишлен, на третий год своего возвращения в Формулу 1, решил не придерживаться правил, регулирующих ширину шин, по крайней мере, не на протяжении всей гонки. Французский производитель шин нашел способ для  расширения резины по ходу гонки, что дает болиду большее сцепление.
Это не прошло мимо Бриджстоун и ФИА, и после соответсвующей инспекции Мишлен был вынужден модернизировать свои шины перед Гран-При Италии. После этого Феррари, используящая Бриджстоун, выиграла оставшиеся пять Гран-При сезона.
09 - Весомый Тиррелл
Тиррел и Брандл
В 1984 году все команды Формулы 1 за исключением Тиррелл использовали турбо-двигатели. Тем не менее аутсайдером конюшня не стала и даже время от времени показывала весьма сильные результаты - например, Мартин Брандл финишировал вторым в Детройте. Однако именно эта гонка стала роковой: после неё стюарды установили, что "Тиррелл" незаконно получал преимущество за счёт того, что машина по ходу гонки была легче лимита. В норму вес приходил лишь на последнем пит-стопе, когда механики заливали воду с мелкими свинцовыми шариками.
Прознав о такой "новинке", ФИА жёстко наказало "Тиррелл", дисквалифицировав команду до конца сезона (оставалось ещё три Гран-при) и лишила всех результатов 1984 года (а значит, очков в Кубке Конструкторов и финансовых выплат за них). "Тиррелл" подал апелляцию и, в общем-то, по ряду пунктов доказал собственную правоту, но общее решение осталось прежним.
08 - Бенеттон и автомобиль вне регламента
Мошенничество в сезоне 1994 года было распространено, но никто не сделал это лучше, чем Бенеттон и босс команды Флавио Бриаторе.
В сезоне 1994 применение программного обеспечения, в том числе Traction Control (контроль тяги) и Launch Control (управление запуском), было запрещено. Во время Гран-при ФИА обнаружили Launch Control в B194. Но поскольку они не могли доказать, что система была использована, Бенеттон избежал наказания. ФИА также не обнаружили никаких доказательств Traction Control.
Ферстапен
Но этим не ограничилось. Следующей "проблемой" Бенеттона в том сезоне стали топливные фильтры, отсутствие которых всплыло из-за знаменитого пожара на пит-стопе Йоса Ферстаппена в Германии. В рамках расследования инцидента маршалы конфисковали заправочное оборудование, что и показало отсутствие фильтров - такая конфигурация топливных шлангов позволяла увеличить скорость загрузки топлива в бак на 12,5% и значительно сократить время дозаправки. Представители "Бенеттона" заявили, что фильтры были удалены лишь в Германии, да к тому же с разрешения самой ФИА, однако федерация заявила, что ничего подобного команде не разрешала. Впрочем, этот эпизод был быстро замят.
07 - Бар скрывает свое топливо
Еще одна команда, очередной запрет, на этот раз Бар-Хонда, которая стала первой  после того, как Тиррелл был дисквалифицирован. На этот раз скандал был  связан со скрытым топливным баком.
После финиша гонки в Сан-Марино 2005 при взвешивании машины Дженсона Баттона выяснилось, что она на 5,4 кг легче минимального веса в 600 кг.При изучении автомобиля был обнаружен скрытый топливный бак. Команда пыталась утверждать, что их двигатель нуждаются в раздельном хранении  топлива. ФИА не устроили объяснения команды и она была дисквалифицирована на две гонки.
06 - Бэрни и немецкий банкир
Эклстоун
Как нет Берни без споров, так нет и Формулы 1 без Берни - это в одном пакете. Никто не знает, сколько это продлится.
Главного промоутера Формулы 1 Берни Экклстоуна с прошлого года обвиняли в даче взятки банкиру Герхарду Грибовски при передаче коммерческих прав на Формулу 1 фонду CVC в 2006-м году. Сам Экклстоун утверждает, что подвергался шантажу.
05 - Шумахер и его маневры
Шумахер против Хилла
Нет никого в Формуле 1, кто попадал в аварии удачнее, чем Михаэль Шумахер - и очень немногие, кто хотел бы использовать эту тактику, чтобы получить необходимый результат.Впервые немец использовал преднамеренную аварию в 1994 году, когда он врезался в Дэймона Хилла. Оба водителя сошли, а Шумахер выиграл титул.
Повторно Михаэль воспользовался своим опытом в 1997 году. На этот раз оппонентом был Жак Вильнев. И опять Шумахер врезался в своего соперника. Но  на этот раз Шумахер был дисквалифицирован и Жак Вильнев выиграл корону.
Шумахер
04 - Макс Мосли и дамы
Падение бывшего президента ФИА Макса Мосли выяснилось скандальным  образом, когда он был пойман в ходе расследования News of the World, заставшем Мосли, резвящимся с пятью проститутками в секс-подземелье в наряде с нацистской символикой. Макс подал в суд иск и выиграл процесс, но ущерб его репутации был уже нанесен.
Потеряв поддержку команд Формулы 1, Макс объявил в 2009 году, что он не будет баллотироваться на перевыборах, чтобы защитить будущее Формулы 1 и предотвратить уход команд.
Мосли
03 - Мерседес, Пирелли и Тест-гейт
Это самый свежий скандал, который еще не закончен. Мерседес провел тесты для Пирелли по ходу сезона. В тестах был использован болид 2013 года. Соперники подали протест, заявляя, что Мерседес получил ощутимую выгоду. Команда и производитель резины оказались перед лицом Международного трибунала. Мерседес утверждает, что действовали не для получения выгоды, а "из благих намерений" и после получения разрешения на тесты от Чарли Уайтинга. А Пирелли вообще заявили, что ФИА не имеет полномочий их наказывать.
В конце концов, обе стороны получили предупреждени, поскольку было решено, что хоть они и нарушили регламент, но действовали без злого умысла и считали, что тесты согласованы. Мерседесу в дополнение к предупреждению было также запрещено участие в молодежных тестах, чтобы "выровнять игровое поле".
02 - Шпионский скандал и копирование информации
Алонсо и Хэмилтон
McLaren был подвергнут крупнейшему денежному штрафу, когда-либо наложенному в Формуле 1: наказание в 100 млн.долларов США за использование информации, украденной у Ferrari.
В 2007 году бывший главный механик Ferrari Найджел Степни передал информацию в Макларен бывшему дизайнеру Майку Кофлену, который передал  780 страниц своей жене для копирования. Это было плохим решением. Клерк в копировальном салоне сдал их и с этого начался Spygate.Дело дошло до Всемирного совета ФИА по автоспорту, где McLaren были признаны виновными в хранении конфиденциальной информации Ferrari. Команда из Уокинга была исключена из чемпионата 2007 конструкторов и заплатила рекордный штраф.
Деннис и Тодт
01 - Краш-гейт
Нельсон Пике
Этот скандал стал тем, что он есть не из-за лжи, а из-за того, что любая авария может иметь серьезные последствия, но несмотря на это пилот получил приказ пойти на подобное намеренно. Это также затрагивает основы спорта и спортивной этики. Renault в 2008 году пошло на эти нарушения.
На Гран-При Сингапура Нельсон Пике-младший по приказу намеренно устроил аварию в повороте 17 на 14-м круге, давая своему партнеру по команде Фернандо Алонсо возможность получить преимущество от "своевременного пит-стопа". Алонсо выиграл гонку, и болельщики могли подумать "Какое везение!".
Год спустя команда не продлила контракт с Пике-младшим, а он пролил свет на произошедшее в 2008-ом году. После признаний бразильца ФИА провело расследование и Renault обвинили в заговоре.
Renault не оспаривал обвинения и команде дали условное наказание, в то время как босс команды Флавио Бриаторе и технический директор Пэт Симондс  покинули команду до начала слушаний. Оба вскоре покинули  Формуле 1, так как им было запрещено занимать руководящие посты: одному на 5 лет, а другому пожизненно. Впоследствии запреты были отменены и Симондс вернулся в паддок.  Флавио же лишь иногда посещает Гран-При.
Мосли и Бриаторе

Вот такая подборка получилась у автора статьи. Естественно здесь далеко не все из "самых". Да и выстроены они, наверняка, не для всех однозначно. Но тут уж авторское право.
А не замахнуться ли и нам на... подобный рейтинг?
Не стал я выдумывать состав претендентов. Благо подобный рейтинг не так давно замутили на cliptheapex.com. Взяв перечисленные в их рейтинге события, я сформировал голосовалку и предлагаю поучаствовать всех желающих в формировании топа скандалов. События специально следуют в разрозненном, не хронологическом порядке, чтобы меньше влиять на результат.
В ходе голосования можно выбрать три наиболее на ваш взгляд "значимых" скандала в  Формуле 1: т.е. тех скандалов, которые не прошли бесследно для Формулы 1 и что оставит наибольший след в истории автоспортивной королевы.

Самые "весомые" скандалы Формулы 1
  •   1  -  Столкновение Проста и Сенны в Сузуке (1990)
  •   2  -  "Крашгейт" (2008)
  •   3  -  "Лжегейт" (2009)
  •   4  -  Шпионский скандал (2007)
  •   5  -  Тесты Мерседеса и Пирелли (2013)
  •   6  -  Частная жизнь Макса Мосли (2009)
  •   7  -  Столкновение Шумахера с Хиллом (1994) и Вильневом (1997) в борьбе за титул
  •   8  -  Бэрни и немецкий банкир (2005 - н.в.)
  •   9  -  2-ой бензобак Бара и запрет (2005)
  • 10  -  Беннетон и лаунч-контрол (1994)
  • 11  -  Дисквалификация Тирелл (1984)
  • 12  -  Широкие канавки Мишлен (2003)
  • 13  -  Уход Лауды из Феррари (1977)
  • 14  -  "Водяной" скандал (1982)
  • 15  -  Гибель Depaillier на тестах (1980)
  • 16  -  Суд над Рикардо Патрезе (1978)
  • 17  -  Дисквалификация Ханта (1976)
  • 18  -  Фарс с гонкой из 6 болидов на Инди (2005)
  • 19  -  Другие
(Т.к. возникли проблемы с вставкой html-кода подготовленного опроса в блог, пока вынужден разместить варианты ответов в виде пронумерованного списка. Предлагаю в комментариях размещать по три приглянувшихся номера из списка.)

Репортеры в Формуле 1

Комментариев нет:

Отправить комментарий