вторник, 19 апреля 2011 г.

Манипуляции с китайской покруговкой 2011

Манипуляции с китайской покруговкой 2011

Гонка в Китае была настолько богата перестановками в группе лидеров, что без детального просмотра пост-гоночной статистики и не поймешь откуда и что взялось :-)
Конечно аналитические статьи как экспертов так и "не очень" тоже большое подспорье.
В этом плане очень понравилась статья с f1news "Адам Купер: Что позволило Хэмилтону победить в Китае?"
www.f1news.ru/news/f1-65735.html
И все-таки увлечение статистическими выкладками заставило накрапать небольшую табличку, исходя из официального тайминга доступного на сайте fia.com.

(для более удобного просмотра картинки с таблицей в Mozille достаточно нажать правую кнопку и "открыть изображение", в IE понадобится сохранить jpg на компьютере и окрыть для просмотра)
Пояснения к таблице:
- для вычисления максимального и среднего времени не брались в расчет круги пит-стопов и следующий за ними круг по причине "нестандартного" времени на данных кругах;
- "сумма среднего * 56" - это оценка времени гонки пилота, если бы все 56 кругов были пройдены со средним временем;
- "сумма среднее + пит-стоп" - предполагаемое время гонки пилота из расчета среднего времени на 56 кругах плюс времени, затрачанного на пит-стопах;
- "Разница: реальное - среднее" - это сравнение реального времени пилота, затраченного на гонку с предполагаемым (среднее время + пит-стопы). О чем может говорить этот "показатель"? О том, что у пилота в течении гонки был какой-то временный провал или наоборот "необычный" всплеск. Всплесков, как можно видеть из таблицы, не было. Были только провалы, т.е. сильные ухудшения темпа, отличающиеся от среднего времени круга. Самый сильный спад был у Уэббера. И эти 17 секунд ухудшения практически полностью приходятся на первый отрезок на жесткой резине, против мягкой у соперников. Стабильнее же всех выступил Баттон: всего лишь 5 секунд разницы от среднего.
- черным "жирным" цветом в столбцах выделены лучшие показатели среди первой десятки в гонке;
- красным "жирным" цветом в столбцах выделены худшие показатели среди первой десятки в гонке.
В зависимости от фантазии, глядя на табличку, можно сказать разное :-)
Я выскажу несколько своих предположений.
Хэмилтон: как отметил Купер, решающим фактором, который позволил компенсировать неудачу в концовке первого отрезка гонки, стала тактика использования резины в двух последующих отрезках: резину использовали только в самом оптимальном состоянии, т.е. не доводя до ухудшения времени круга. И это  несмотря на то, что на второй отрезок была поставлена новая мягкая. Она использовалась только 10 кругов. Тоже самое и в третьем отрезке. Для сравнения, квалификационная "потрепанная" мягкая резина прошла 15 кругов.
И только на четвертом отрезке резина "прослужила" 18 кругов. Но тут уж Хэмилтону удалось нарушить стройность теории об "уничтожителе резины" :-)
Удачная тактика на 3-х последних отрезках позволила Хэмилтону ликвидировать гандикап Феттеля в 18,5 секунды, заработанный немцем на сэкономленном пит-стопе. А уж 9,8 секунды, которые складываются из отставания от Феттеля после 1-го пит-стопа и опережения Феттеля на финише, можно отнести на счет хорошего пилотажа  и агрессивно проведенной гонки: не стал ждать пока у Массы, Росберга и Феттеля совсем поплохеет с резиной.
Феттель: после такой уверенной и с большим запасом выигранной квалификации вроде бы ни что не предвещало больших проблем в гонке. Достаточно вспомнить тон пост-квалификационных статей.
Даже относительная неудача на старте не особо изменила уверенность в том, что уж красный бык с "1" на борту реализует свое преимущество по ходу гонки.
Но...что-то пошло не так. Почти 20 сэкономленных пит-стопных секунд преимущества над более "прожорливыми" пилотами как-то не замыслова-то растаяли.
Этот факт только добавляет красок в предстоящие тактические схемы на оставшиеся Гран-При данного сезона: 20 "лишних" секунд оказывается быстро съедаются.
Но у Феттеля по прошедшей гонке есть на кого свалить вину за упущенное. Сам он вроде бы критических  ошибок не совершал. Проигранный старт, несмотря на заявление Хорнера, не повод упускать лидерство в гонке на последних 5 кругах.
Уэббер: когда Попов по поводу первого отрезка Уэббера на жесткой резине с подтекстом упоминал странности тактики красных быков по отношению к австралийцу, намек казался вполне обоснованным. Уж очень много он терял по отношению к мягко-резинным оппонентам. В общей сложности на первом отрезке Уэббер отстал от лидера на 26 секунд. Но у Уэббера был большой козырь в рукаве в виде трех нетронутых мягких комплектов резины. И Уэббер использовал этот козырь по максимуму, несмотря на то, что на каждый из комплектов приходилось по 15 кругов. Не знаю, на сколько прорыв Уэббера был результатом командной тактики, а насколько его личным достижением, но факт с прорывом с 18 места на подиум не отменить. Да и напарника Уэббер вполне мог обогнать. Не хватило каких-то 3 секунд. А ведь Уэббер после первого отрезка отыграл у Феттеля даже поболее, чем Хэмилтон. Если Хэмилтон "отыграл" 28,5 секунд, то Уэббер почти 48.
Баттон: вроде бы одинаковая тактика с напарником, но в тайминге существенная разница. Если на мягкой резине Дженсон с Льюисом показывали практически одинаковые круги, то на жесткой в конце отрезков ситуация изменилась. Как уже писал ранее, не хотелось бы, чтобы это объяснялось нестабильным качеством резины Pirelli. В статье Купера Уитмарш с Прю делают предположение в менее удачных тонких настройках болида Дженсона по ходу гонки. В общем Дженсон к сожалению не смог удержать вполне заслуженный подиум.
Росберг: когда молодой из немецкой пары на втором отрезке оказался лидером гонки после волны пит-стопов (17 круг) это показалось каким-то фокусом. Но покруговка проясняет преимущество более ранним пит-стопом. Пара кругов разницы в пит-стопе позволило Росбергу стать лидером гонки и опережать Феттеля на 5,5 секунд. Несмотря на "трюк" Баттона на первом пит-стопе, Феттель на этом ничего особенного не потерял. Так что опережение Росберга нельзя списать на проблемы лидеров на пит-стопе, а является следствием удачной тактики. Но вот далее как-то удача отвернулась от немца. Хотя у него были практически одинаковые по продолжительности отрезки с Хэмилтоном, на финише Росберг проиграл победителю 13,5 секунд. Все-таки Мерседесу к Турции надо очень многое сделать. Значительно больше, чем Макларену.
Масса: очень сильный первый отрезок гонки был напрочь испорчен тактикой двух пит-стопов. Но несмотря на это, к финишу гонки Масса опережал напарника почти на 15 секунд. Как бы не хорохорились персональные болельщики испанца, но Масса в прошедшей гонке выступил значительно сильнее. А сравнить их очень просто, т.к. тактика у обоих красных была одинаковая.
Алонсо: см.выше
Шумахер: несмотря на то, что старший немец провел очень сильную гонку и много боролся, по итогу гонки он все-таки уступил молодому почти 18 секунд при абсолютно одинаковой тактике. Конечно существенно то, что Михаэлю пришлось подниматься из-за пределов первой десятки и потерять много времени в борьбе. Но пока Росберг впереди как по темпу, так и в итоговом протоколе.
Петров: если по Феттелю проигрышь тактики двух пит-стопов - вопрос дискуссионный, то Петров вместе с напарником от нее очевидно только потеряли. Это ощущалось и по ходу гонки. Итоговое 9 место - это минимально возможное для Рено при удачных действиях пилота и отсутствии тех.проблем в гонке. Но чтобы рассчитывать на большее, команда должна принимать правильные тактические решения. К сожалению это уже не первая ошибка командного мостика.
Кобаяши: удачная гонка. Реализовал удачную квалификацию. Вряд ли итоговое место Заубера было бы лучше при переходе на 3 пит-стопа. Пока Кобаяши уверенно попадает в десятку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий